Цена разлуки

Цена разлуки

Текст: Ксения Семенихина

В 1952 году английское научное сообщество психологов и психиатров увидело фильм «Двухлетний ребёнок попадает в больницу». На экране двухлетняя девочка, Лора, приезжает в больницу, чтобы провести там восемь дней. По правилам того времени, визиты матери к ней ограничены. Перед девочкой мелькает вереница незнакомых лиц врачей и медсестер. Сначала Лора плачет, кричит и отталкивает незнакомцев. Потом затихает, замыкается, становится апатичной и впадает в уныние.

Следующим наступает момент, когда девочка вроде бы успокаивается и идет на контакт с персоналом. Но не все так радужно. Когда мать появляется, Лора уже не хочет ее признавать: она отворачивается, отталкивает ее и будто бы не узнает. Никто из посмотревших фильм не остался равнодушным. Научное сообщество было повергнуто в шок. На тот момент главенствовала идея, что ребенок заинтересован в матери только потому, что она является источником еды. Героиню фильма, маленькую Лору, в больнице кормили хорошо. В чем же была причина её страданий?

Этот фильм был создан при совместном сотрудничестве Джеймса Робертсона и его коллеги, английского психиатра и психоаналитика Джона Боулби (1907-1990). Боулби сам, будучи ребенком, пережил болезненное расставание с любимым человеком (своей няней). Когда ему было семь лет, родители, по обычаю всех обеспеченных английских семей, отправили его в закрытую частную школу. Уже во взрослой жизни Боулби работал с детьми, эвакуированными отдельно от родителей во время Второй мировой войны, маленькими постояльцами больниц и детских домов и несовершеннолетними преступниками. Он обнаружил, что эти дети часто страдают различными эмоциональными проблемами. Например, они не способны установить близкие контакты с окружающими. Боулби стал автором известной в психологии теории привязанности, чей важнейший постулат заключается в том, что для успешного формирования личности ребёнку с первых дней необходимо создать прочную связь со «значимым» взрослым.

Стадии развития близости

Как же формируется эта связь между ребёнком и родителем? Почему она важна настолько, что ее нарушение приводит к неразрешимым проблемам? Для ответа на этот вопрос Боулби обратился к этологии, науке об эволюции поведения и инстинктов у животных и людей.

Боулби считал: маленький человек – продукт эволюции. И он вынужден цепляться за взрослого, на которого у него случился импринтинг (это зоологический термин; пример импринтинга у животных – следование детёныша за своим родителем). Без этого инстинкта человечество бы не выжило. На каком-то уровне малыш ощущает, что, останься он без помощи взрослого, он может просто-напросто погибнуть.

Боулби перечислил фазы, через которые проходит ребёнок и его взрослый при условии нормального развития.

Фаза 1 (рождение — 3 месяца). Неразборчивая реакция на людей

Малыш плачет, и таким образом дает маме понять, что ему нужна помощь. Малыш цепляется за маму, улыбается и лепечет – и мама просто не может не улыбаться и не лепетать в ответ.

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев). Фокусирование внимания на знакомых людях

Теперь малыш улыбается и гулит только в присутствии людей, которых знает. В этой фазе ребёнок выбирает предпочтительного взрослого, который с готовностью на него реагирует и участвует в наиболее приятных формах общения с ним.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет). Интенсивная привязанность и активный поиск близости

Привязанность к избранному родителю становится более явной. Когда после разлуки возвращается мать, ребёнок тянется к ней и просит взять себя на руки. Развивается боязнь незнакомцев. Малыши учатся ползать и умеют следовать за родителем.

При условии крепкой связи и уверенности в том, что «мама всегда рядом и поддержит, если что», малыши показывают готовность исследовать окружающий мир.

Фаза 4 (3 года — окончание детства). Партнерское поведение

Теперь ребёнок не так цепляется за взрослого. Он может понять, что иногда взрослому приходится уйти, но он конечно же рано или поздно вернется и воссоединится с ним.

Выводы по теории

Изучение форм привязанности можно продолжить и после окончания детства. Страх одиночества преследует человека на протяжении всей жизни. Испокон веков людям всегда удавалось преодолеть кризисы и справиться с опасностями с помощью своих близких. Потребность в тесных связях заложена в нашей природе.

Нарушения общения со значимым взрослым на любой из фаз приводят к катастрофическим последствиям. Истерики при разлучении – это не просто капризы избалованного ребенка, привыкшего держаться за мать. Те из нас, кто в свое время не получили должного внимания со стороны родителя, рискуют вырасти требовательными, гневливыми, депрессивными, вечно ищущими близких отношений и патологически неспособными воспринять любовь и отдать её взамен. Если же ребенок получал достаточно тепла и заботы и родителей, его интеллектуальное, эмоциональное и психическое развитие протекает более гармонично, а во взрослой жизни у него развивается чувство собственной ценности и вера в доброжелательность окружающих. Он и сам готов стать любящим и терпеливым родителем.

В своей теории Боулби уделял важную роль обществу. Именно оно создает те условия, в которых развиваются нормальные детско-родительские отношения:

«Если общество дорожит своими детьми, оно обязано заботиться об их родителях».

Работы Боулби вызвали настоящую революцию в работе детских больниц и приютов. В большинстве стран уже поняли, что семейное воспитание предпочтительнее институциональному. Социальные работники и сотрудники некоммерческих организаций много работают и стремятся к тому, чтобы ребёнок по возможности не расставался с мамой и не попадал в детский дом.