Корабль во взрослую жизнь

Корабль во взрослую жизнь

Текст: Ксения Семенихина

Кто-то вспоминает жизнь в детском доме с ностальгией. Для кого-то дни в учреждении ассоциируются с одиночеством, безнадежностью и чувством безысходности, а иногда и с насилием и жестокостью.

Но какой бы ни была жизнь в детском доме, рано или поздно ей наступает конец. «Свободы» можно ждать с нетерпением или ужасом. Но реальность такова: для тех, кого так и не забрали в семью, первый год после выпуска – самый тяжёлый.

Начинаем с нуля

Только что рожденный ребёнок не знает о мире ничего. Он подрастает и учится всему, глядя на родителей. Начиная от мелочей: как заваривать чай, покупать еду в магазине, записываться к врачу, когда что-то заболело. Заканчивая более сложными материями: как понять, что такое добро и зло, как показывать любовь и заботиться о ближнем. При этом родители могут быть людьми далеко не идеальными. И, тем не менее, наличие семьи дает маленькому человеку чувство опоры и ориентиры, примеры и антипримеры, на основе которых он понимает, в какую сторону надо двигаться, чтобы достичь желаемого.

Воспитанники детских домов, можно сказать, витают в межпространстве и безвременье. У них нет опоры, их просто несет течением жизни. Они могут об этом знать, а могут – даже не подозревать, просто удивляться, почему все получается не так, как они ожидали.

Представим такую ситуацию: долгожданный «дембель». Уже бывший воспитанник готов оставить прошлое позади. Он получает квартиру и деньги на первое время. И что делать дальше?..

С каким багажом знаний воспитанники начинают взрослую жизнь

  • Дети в детских домах не могут построить прочных и доверительных отношений со взрослыми. Даже самые душевные воспитательницы быстро выгорают, их могут уволить или они увольняются сами. За день перед глазами ребенка проходят десятки человек.
  • Навык принятия решений воспитывается только опытом. Но дети в детских домах не принимают решения – за них все решают взрослые. Дети все делают вместе, по расписанию, в соответствии с правилами и ритмом жизни учреждения. Итог – никакой самодисциплины, способности решить что-то, приложить усилие воли. Выпускники детских домов сами говорят об этом: «Мне нужно, чтобы меня кто-то пинал, будил и отправлял, иначе никакого стимула, например, учиться».
  • Дети в детских домах живут на всем готовом. Они не знают, откуда берутся одежда, продукты и лекарства.
  • Детей в детских домах не учат обращаться с деньгами. Они не знают о бюджете, планировании, экономии или расчётах. В 18 лет выпускники получают доступ к счетам, мгновенно всё тратят и остаются ни с чем.
  • Дети в детских домах не чувствуют и не умеют выразить свои желания. Их не спрашивают, хотят ли они гулять, обедать, играть. Они просто делают это по расписанию, вне зависимости от своих желаний, потребностей и внутреннего состояния.

Итог

Подавляющее число выпускников в первые же годы взрослой жизни накапливают проблемы, с которыми они не способны справиться самостоятельно. Они становятся легкими жертвами для аферистов, залезают в большие долги, бросают учебу, не могут подолгу удержаться на одном месте работы, попадают в дурные компании, начинают ранние неудачные отношения, поддаются чарам алкоголя и наркотиков. Они, привыкшие к жизни в контролируемом социуме, чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Люди вокруг не всегда относятся с пониманием к неадаптированности сирот. Велика сила стереотипов о «плохих генах» и неизбежности того, что они встанут на “скользкую дорожку”.

Но не стоит унывать: история знает много примеров выпускников детских домов, которые успешно закончили учебные заведения, нашли интересную работу и построили свою счастливую семью.

Что может помочь выпускникам

Когда у выпускников спрашивают, что помогло им найти опору и подготовиться к взрослой жизни, большинство говорит о поддержке родных людей: братьев и сестер, с которыми они проходили опыт детдомовской жизни, родственников, забирающих домой на выходные, роли наставников.

Наставник – это человек, который поддерживает ребёнка во время его жизни в детском доме и после выпуска. Он может дать совет, выслушать, поддержать, разделить интересы. Он видит в ребёнке личность, а не винтик в системе. Именно такие отношения развивают позитивный взгляд на жизнь и мотивируют стать более уверенным, социализированным и трудолюбивым человеком.